Казань
ул. Право-Булачная, дом 13
Москва
ул. Винокурова д.24, к.4, этаж 2, офис. 2
Это оченть просто исправить - нажмите на кнопку с иконкой корзины в карточке желаемого товара
В каталогКорзина
Заказать звонок
Преамбула. На текущий момент присутствует проблема по разделению отходов производства и потребления и медицинских отходов.
Основные требования:
а) по медицинским отходам закреплены в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ (Статья 49. Медицинские отходы) и Санитарных правилах и нормах СанПиН 2.1.3684-21 (X. Требования к обращению с отходами);
б) по отходам производства и потребления - в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Также данная проблема стала более актуальной после назначения ФГУП «ФЭО» федеральным оператором по обращению с отходами I-II классов опасности, так как в процессе деятельности медицинского учреждения (далее - учреждение) образуются, например, ртутные лампы, которые исходя из действующего законодательства относятся к медицинским отходам класса "Г", то есть ФГУП «ФЭО» не может организовать вывоз данных ламп, так как Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-Ф не распространяется на медицинские отходы.
Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
На текущий момент в Государственной думе РФ находится законопроект № 365183-8, который в ближайшем будущем поможет решить возникшую проблему (ссылка - https://sozd.duma.gov.ru/bill/365183-8 ). На 21.02.2024 законопроект находится на рассмотрении во втором чтении.
Предполагаемые изменения:
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2009, № 1, ст. 17; 2013, № 30, ст. 4059; № 48, ст. 6165; 2014, № зо, ст. 4220, ст. 4262; 2019, № 52, ст. 7768) внести следующие изменения:
1) в абзаце двадцать первом статьи 1 после слов «также относятся» дополнить словами «медицинские отходы класса "А" и»;
2) в пункте 2 статьи 2 после слов "медицинскими отходами" дополнить словами "(за исключением медицинских отходов класса "А и отдельных видов медицинских отходов класса "Г"),".
Примечание. Пункт 1 вносит изменение в определение "твердые коммунальные отходы".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 48, ст. 6165; 2016, № 1, ст. 9, ст. 28; 2017, № 31, ст. 4791; 2018, № 32, ст. 5116, № 53, ст. 8415; 2019, № 52, ст. 7796; 2021, № 27, ст. 5159) следующие изменения:
1) в статье 49:
а) часть 1 дополнить словами «(далее - деятельность, связанная с образованием медицинских отходов)»;
часть 3 статьи 49 изложить в следующей редакции:
«3. Обращение с медицинскими отходами включает в себя сбор, накопление (временное хранение), обеззараживание, транспортирование, обезвреживание, утилизацию и захоронение медицинских отходов и осуществляется в соответствии с законодательством о санитарноэпидемиологическом благополучии населения с учетом особенностей, установленных пунктом 4 настоящей статьи.»;
2) статью 49 дополнить пунктами 4 и 5 в следующей редакции:
«4. Лица, ведущие деятельность, связанную с образованием медицинских отходов, осуществляют их сбор, обеззараживание, накопление (временное хранение) и передают их для дальнейшего транспортирования, обезвреживания, утилизации и захоронения с учетом следующих особенностей:
1) медицинские отходы класса "А" передаются региональным операторам « по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые обеспечивают обращение с ними в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" в отношении твердых коммунальных отходов. К указанным отходам не относятся медицинские отходы классов "Б" и "В" после обеззараживания;
2) отдельные виды медицинских отходов класса "Г", определенные Правительством Российской Федерации, передаются федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности, который обеспечивает обращение с ними в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" в отношении отходов I и II классов опасности;
3) медицинские отходы классов "Б", "В" и "Г", за исключением медицинских отходов класса "Г", указанных в подпункте 2 настоящего пункта, передаются операторам по обращению с медицинскими отходами, которые обеспечивают обращение с ними в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
4) медицинские отходы класса "Д" передаются национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами, который обеспечивает обращение с ними в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении радиоактивных отходов.
5. Лица, ведущие деятельность, связанную с образованием медицинских отходов, и лица, осуществляющие обращение с медицинскими отходами, обязаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществлять учет медицинских отходов и предоставлять сведения о количестве, составе образованных, полученных от других лиц и переданных другим лицам медицинских отходов, а также о действиях, осуществленных с медицинскими отходами, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор.».
Но в связи с тем, что нормотворческий орган не был готов к этому, как, например, к массовому распространению электросамокатов, споры дошли до суда.
Ссылки:
а) https://kad.arbitr.ru/Kad/Card?number=%D0%9026-4908%2F2021
б) https://vsrf.ru/lk/practice/cases?&registerDateExact=off&considerationDateExact=off&...
В суде встретились ООО "Стоматология "Дента-М" и ООО "КЭО" (дело № А26-4908/2021, 307-ЭС23-607) в отношении задолженности по вывозу твердых коммунальных отходов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 октября 2022 года (Дело № А26-4908/2021) (АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА)
Общество с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» (в настоящее время – общество с ограниченной ответственностью «Карельский экологический оператор»), адрес: 185034, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Онежской флотилии, дом 26, офис 22, ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523 (далее – Компания), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Стоматология «Дента-М», адрес: 186430, Республика Карелия, Сегежский район, поселок городского типа Надвоицы, улица Ленина, дом 7А, помещение 20, ОГРН 1171001000367, ИНН 1006027000 (далее – Общество), о взыскании 4 848 руб. 44 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) за период с 01.05.2018 по 31.08.2020, а также 929 руб. 56 коп. пеней за несвоевременное внесение платежей за период с 11.03.2020 по 30.06.2021 с последующим начислением пеней по дату фактического исполнения обязательства.
В соответствии статьей 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) медицинские отходы – это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов (пункт 1). Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от «А» до «Г», где класс «А» – это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (пункт 2).
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения (пункт 3 статьи 49 Закона № 323-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 89-ФЗ отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в частности в спорном периоде постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
В таблице 1 СанПиН 2.1.7.2790-10 приведены характеристики морфологического состава отходов. Так, класс «А» (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым бытовым отходам) – это отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, такие как канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства, смет от уборки территории и другие отходы, а также пищевые отходы центральных пищеблоков и всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических и др.
В свою очередь, ТКО определяются как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (статья 1 Закона № 89-ФЗ).
Указанное толкование норм права также подтверждается нормами права, относящимися к последующему периоду регулирования, так пункт 158 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», содержит уже прямое указание на применение Санитарных правил, предъявляемых к ТКО, к обращению с медицинскими отходами класса «А».
В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса «А» организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. При этом при транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу № А26-4908/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стоматология «Дента-М» – без удовлетворения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам от 25 января 2024 года (Дело № А26-4908/2021) (АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА)
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами».
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Наличие у ООО «Карельский экологический оператор» статуса регионального оператора предполагает оказание им услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям на территории Республики Карелия, в том числе и Обществу.
В соответствии с ч. 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, для собственника ТКО заключение договора об оказании услуг по обращению с ними является обязательным, а юридическое лицо, в результате деятельности которого образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором только в случае наличия в его собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке (ч. 6 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Как указывает Общество в заявлении в соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы – все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
В рамках дела № А26-4908/2021 рассматривался спор о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО № 31-311 АСТ в отношении ТКО, образующихся у Общества не в рамках медицинской деятельности, а в результате деятельности юридического лица исходя из норматива, установленного для офисных помещений по количеству сотрудников. В процессе осуществления хозяйственной деятельности Общество, как юридическое лицо, помимо медицинских отходов, образует ТКО, следовательно, заключение договора с ООО «Научно-производственная и проектная фирма ЭкоМаркетинг» не подтверждает и не гарантирует вывоз ТКО данной организацией.
ООО «Научно-производственная и проектная фирма Эко-Маркетинг» в ходе судебного разбирательства по делу № А26-4908/2021 представило в материалы дела отзыв, в котором указало, что по условиям договора № 15/17 от 26.01.2017 между ООО «Стоматология «Дента-М» и ООО «Научно-производственная и проектная фирма Эко-Маркетинг» в период с 01.05.2018 по 31.08.2020 осуществлялся ежеквартальный вывоз медицинских отходов класса Б. Вывоз отходов класса А не производился.
В материалах дела отсутствуют надлежащие и допустимые доказательства, подтверждающие, что в заявленный исковой период производился вывоз отходов класса А.
На основании изложенного суд считает, что в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Стоматология «Дента-М» о пересмотре судебного акта по новым и вновь открывшимся обстоятельствам надлежит отказать.
1. На текущий момент в Федеральном классификационном каталоге отходов отсутствует наименование отходов для медицинских учреждений, входящее в группу по твердым коммунальным отходам.
Например, для цветочного магазина есть следующее наименование отхода "отходы объектов оптово-розничной торговли цветами и растениями, содержащие преимущественно растительные остатки".