Казань
ул. Право-Булачная, дом 13
Москва
ул. Винокурова д.24, к.4, этаж 2, офис. 2
Это оченть просто исправить - нажмите на кнопку с иконкой корзины в карточке желаемого товара
В каталогКорзина
Заказать звонок
Компания «ПроСтандарт» окажет Вам помощь по регистрации башенных, мостовых и автомобильных кранов в Ростехнадзоре.
Доклад о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности
в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора
в области промышленной безопасности за 2023 год
Настоящий доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 2023 год подготовлен в целях реализации положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле», постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности», в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 августа 2023 г. № 307 «Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Обобщение правоприменительной практики является одним из видов профилактических мероприятий, проводимых Ростехнадзором, и проводится для решения следующих задач:
- обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
- анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
- подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
- подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
При осуществлении надзора за подъёмными сооружениями применяются следующие основные нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта
за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
- Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»;
- Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин
и оборудования» (ТР ТС 010/2011), утверждённый решением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 г. № 823;
- Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2023 г. № 13;
- постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»;
- Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. № 2168;
- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утверждённые приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. № 420;
- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённые приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461;
- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулёров», утверждённые приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 г. № 441;
- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах», утверждённые приказом Ростехнадзора от 3 декабря 2020 г. № 488;
- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог», утверждённые приказом Ростехнадзора от 3 декабря 2020 г. № 487;
- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах», утверждённые приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2020 г. № 478;
- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утверждённые приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. № 519;
- приказ Ростехнадзора от 23 ноября 2021 г. № 397 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и её территориальными органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности»;
- Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утверждённый приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. № 503;
- Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждённый приказом Ростехнадзора
от 8 апреля 2019 г. № 140;
- Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждённые приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. № 471.
Надзор за подъёмными сооружениями осуществляется в отношении 49 015 опасных производственных объектов. Количество поднадзорных организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, составило 29 462.
За 2023 год на поднадзорных объектах зарегистрировано 30 аварий (в 2022 году – 29).
За отчётный период зарегистрирован 31 несчастный случай со смертельным исходом (в 2022 году – 38).
По результатам расследования причин аварий и смертельных несчастных случаев выявлено, что основными факторами риска причинения вреда (ущерба) являются:
- отсутствие (неудовлетворительная организация) производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны руководства организации;
- отсутствие назначенных в установленном порядке ответственных специалистов;
- привлечение к производству работ персонала, не имеющего необходимой квалификации;
- выполнение работ с нарушением технологии их производства.
В 2023 году в рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности Ростехнадзором проведено 99 контрольных (надзорных) мероприятий (в 2022 году – 349), из них плановых – 16 (в 2022 году – 120), внеплановых – 83 (в 2022 году – 229), проведённых в режиме постоянного государственного надзора – 104 (в 2022 году – 223).
Кроме этого, инспекторами по надзору за подъёмными сооружениями принято участие в:
- 378 комплексных проверках (по нескольким видам надзора);
- 247 проверках, проведённых органами прокуратуры и иными органами;
- 142 проверках, в том числе осуществление которых инициируется обращением заявителя, который выступает в качестве объекта контроля (надзора).
В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 17 665 правонарушений обязательных требований промышленной безопасности. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий назначено 2 531 административное наказание. Административное приостановление деятельности применялось 47 раз, временный запрет деятельности – 47 раз.
На нарушителей обязательных требований промышленной безопасности наложено 350 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 37 468,3 тыс. рублей.
Случаев административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц: 3, из них удовлетворено 2 (удовлетворены частично).
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году соблюдены.
К типичным нарушениям обязательных требований промышленной безопасности в области надзора за подъёмными сооружениями следует отнести:
- отсутствие аттестации у руководителей и специалистов по общим требованиям промышленной безопасности;
- отсутствие периодической проверки знаний должностных инструкций и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности у инженерно-технических работников;
- не установлен порядок проверки знаний и допуска к самостоятельной работе персонала с выдачей удостоверений;
- не определён порядок выделения и направления подъёмных сооружений на объекты согласно заявкам структурных подразделений и сторонних организаций;
- нахождение в местах производства работ с применением подъёмных сооружений съёмных грузозахватных приспособлений, признанных негодными к использованию в работе, в том числе по причине отсутствия необходимой маркировки;
- ввод в эксплуатацию подъёмных сооружений с нарушением требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- отсутствие контроля со стороны руководителей предприятий за выявлением и профилактикой нарушений при проведении проверок ответственными лицами и службами производственного контроля;
- непредставление информации о технических устройствах, применяемых на опасном производственном объекте, в составе сведений, характеризующих объект, при его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и в процессе эксплуатации;
- отсутствие у эксплуатирующей организации документов, подтверждающих наличие опасного производственного объекта на праве собственности, праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо других законных основаниях (договор аренды и т.д.);
- эксплуатация крановых путей и электрооборудования грузоподъёмных кранов осуществляется с отступлением от установленных требований промышленной безопасности;
- эксплуатация грузоподъёмных машин с неисправными приборов и системами безопасности;
- применение по назначению грузоподъёмных машин без проведения организационных и технических мероприятий по продлению сроков их безопасной эксплуатации;
- применение подъёмных сооружений в отсутствие у их владельца руководств по эксплуатации заводов-изготовителей;
- несоответствие установки подъёмных сооружений проектам производства работ либо отсутствие проектов производства работ на местах ведения строительно-монтажных работ;
- допуск к обслуживанию подъёмных сооружений специалистов и персонала, квалификация которых не соответствует выполняемым ими трудовым функциям, отсутствие соответствующих распорядительных документов в эксплуатирующих организациях о допуске персонала к работе с подъёмными сооружениями.
В 2023 году проведена следующая работа по актуализации обязательных требований в области надзора за подъёмными сооружениями:
Внесение изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения».
В ходе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в области надзора за подъёмными сооружениями не выявлено.
Для достижения основных показателей результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2023 год Ростехнадзором и его территориальными органами на постоянной основе реализовывались следующие мероприятия:
в отношении 2 767 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, было объявлено 2 767 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности;
по обращениям 6 176 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществлено консультирование, включая письменное консультирование по вопросам, касающимся разъяснений: положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора; положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления федерального государственного надзора; порядка обжалования действий
или бездействия должностных лиц;
осуществлялось информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований промышленной безопасности посредством размещения соответствующих сведений на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов в сети «Интернет»:
размещались и поддерживались в актуальном состоянии:
соответствующие разделы официального сайта Ростехнадзора;
проведены семинары (вебинары) с территориальными органами (20.02.2023, 15.06.2013, 29.11.2023) с заслушиванием докладов о ходе проведения и результатах расследований, обсуждением проблемных вопросов
и выработкой предложений-рекомендаций по принятию мер, направленных
на профилактику и снижение риска возникновения подобных ситуаций;
в журнал «Безопасность труда в промышленности» направлены сведения о принятых и отменённых нормативных правовых актах Ростехнадзора, а также текстовые информационные материалы по зарегистрированным авариям и несчастным случаям, происшедшим в 2023 году в поднадзорных организациях.
От юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, с целью проведения оценки добросовестности, предусматривающей оценку соответствия организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, критериям добросовестности, заявлений не поступало.
Также с целью разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий проводилась разъяснительная работа по поступившим обращениям граждан и юридических лиц, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» посредством направления ответов в письменном или электронном виде, тематика которых касалась:
- разъяснения по видам (типам) подъёмных сооружений, подлежащих учёту и не подлежащих учёту в органах Ростехнадзора;
- допуска к обслуживанию и управлению подъёмными сооружениями;
- назначения инженерно-технических работников, ответственных за промышленную безопасность при эксплуатации подъёмных сооружений;
- требований к рельсовым путям грузоподъёмных кранов;
- областей аттестации специалистов в области промышленной безопасности;
- осмотра съёмных грузозахватных приспособлений и тары.
Анализ правоприменительной практики показывает, что основной причиной снижения уровня промышленной безопасности в области надзора за подъёмными сооружениями является:
- большое количество находящегося в эксплуатации оборудования, отработавшего свой расчётный срок службы (ресурс);
- непринятие мер или несвоевременное принятие мер к устранению дефектов и неисправностей, выявленных при ТО, экспертизе промышленной безопасности технических устройств;
- низкий уровень исполнительской дисциплины обслуживающего оборудование персонала, руководителей и специалистов предприятий (организаций), осуществляющих его эксплуатацию, ремонт, освидетельствование, диагностирование и экспертизу промышленной безопасности;
- отсутствие плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении организаций, эксплуатирующих объекты III, IV класса опасности;
- формальный подход руководителей, а также инженерно-технических работников организаций к осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
- отклонение от эксплуатационной и проектной документации;
- необеспечение укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами;
- допуск к работе персонала с квалификацией, не соответствующей характеру выполняемых работ, а также не прошедшего обучение и стажировок.
Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области надзора за подъёмными сооружениями:
- разработать и реализовывать на объектах предупредительные (профилактические) мероприятия, направленные на снижение рисков аварийности и смертельного травматизма персонала, а также обеспечение устойчивости функционирования объектов;
- обеспечить выполнение требований нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность области промышленной безопасности в части надзора за подъёмными сооружениями;
- обратить особое внимание на принимаемые нормативные правовые акты, актуализирующие обязательные требования в области надзора за подъёмными сооружениями.